Федор Михайлович Достоевский
Федор Михайлович Достоевский
1821-1881

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (7)


"К.Н.Леонтьев. О всемирной любви"
Федор Михайлович Достоевский - Рефераты - "К.Н.Леонтьев. О всемирной любви"

РЕЧЬ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО НА ПУШКИНСКОМ ПРАЗДНИКЕ





I



Не пора ли уж перестать писать о Пушкине и о всех тех, кто блистал и
действовал на его московской тризне? Довольно!.. Общество русское доказало
свою "цивилизованную" зрелость, поставило Пушкину дешевый
памятник,{по-европейски} убирало его {венками, по-европейски обедало,
по-европейски} говорило на обедах {спичи}. По обыкновению своему,
интеллигенция наша ровно, по этому поводу, ничего не выдумала своеобразного.
У подножия монумента великого русского творца не обнаружилось ни одного
молодого и оригинального таланта ни в ораторском искусстве, ни в поэзии;
говорили речи и стихи, и вообще, действовали тут все люди прежние, с давно
определившимися взглядами и давно известные; блистали люди, которых
молодость прошла при {прежних условиях}, более сходных с условиями,
развившими самого Пушкина. Враждебно ли или сочувственно относятся все эти
таланты к {старому порядку} и его остаткам - все равно; {они все обязаны
этому поруганному прошлому} как впечатлениями своими (то есть содержанием
своих творений), так и умственными силами своими, трудившимися над
воспроизведением этого содержания, данного русскою жизнью... {Нового
ничего!}.. Ни изобретательности в форме чествования, ни какой бы то ни было
ум поражающей свежей мысли, либо вовсе неслыханной, либо давно забытой и
просящейся снова в жизнь. Многое из сказанного и написанного по этому поводу
было где-то и когда-то, наверное, тоже сказано или написано теми же самыми
лицами или иными, и гораздо лучше, и полнее. Один только человек, как
слышно, выразился по поводу пушкинского празднества вполне оригинально: это
- граф Л. Толстой. Печатали, будто он, отказываясь от участия в этом
празднестве, сказал: "Это все одна комедия!" (1) Я не думаю, чтоб это было
так. Отчего ж комедия? Вероятно, многие были искренни в своем желании
почтить память Пушкина... И хотя мне очень нравится эта независимость графа
Толстого, его капризное пренебрежение к современности нашей, но я не вижу
нужды соглашаться с тем, что все это - притворство и комедия. В искренность
я готов верить; я желал бы видеть только во всем этом больше национального
цвета, побольше остроумия и глубины. Все это, быть может, и очень тепло; но
тепло как пар, не замкнутый в какую-либо форму. Тепло, даже горячо,
порывисто, но рассеялось скоро и не осталось ничего. Все надежды, все мечты,
и мечты вовсе не картинные! Правду сказали в "Вестнике Европы" (я где-то это
прочел), что и в том "смирении", которое хотят признать уже довольно давно
отличительным признаком славизма, есть много своего рода самохвальства и
гордости, ничем еще не оправданных... (2) Довольно об этом. Больше всего
сказанного и продекламированного на празднике меня заставила задуматься речь
Ф. М. Достоевского. Положим, и в этой речи значительная часть мыслей не
особенно нова и не принадлежит исключительно г. Достоевскому. О русском
"смирении, терпении, любви" говорили многие, Тютчев пел об этих добродетелях
наших в изящных стихах (3). Славянофилы прозой излагали то же самое. О
"всеобщем мире" и "гармонии" (опять-таки в смысле {благоденствия}, а не в
смысле {поэтической борьбы} заботились и заботятся, {к несчастию}, многие и
у нас, и на Западе: Виктор Гюго, воспевающий междоусобия и цареубийства;
Гарибальди, составивший себе славу военными подвигами; социалисты, квакеры;
по-своему - Прудон, по-своему - Кабе, по-своему - Фурье и Ж. Занд (4).
В программе издания "Русской мысли" (5) тоже обещают {царство добра и
правды на земле, будто бы} обещанное самим Христом. В собственных сочинениях
г. Достоевского давно и с большим чувством и успехом проводится мысль о
любви и прощении. Все это не ново; ново же было в речи г. Ф. Достоевского
приложение этого полухристианского, полу-утилитарного {всепримирительного
стремления к многообразному - чувственному, воинственному, демонически
пышному гению Пушкина} (6). Но, как бы то ни было, необходимо прежде всего
считаться и с именем автора, и с эффектом, произведенным его словами,- тем
более что эта не слишком новая мысль о "смирении" и о примирительном
назначении славян (составляющем, за неимением пока лучшего, будто бы нашу
племенную особенность) распространена в той части нашего общества, которое
ни с любовью к Европе не хочет расстаться, ни с последними сухими и
отвратительными выводами ее цивилизации покорно
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Федор Михайлович Достоевский - Рефераты - "К.Н.Леонтьев. О всемирной любви"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"