Федор Михайлович Достоевский
Федор Михайлович Достоевский
1821-1881

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (30)


"И. Ф. Анненский. Искусство мысли"
Федор Михайлович Достоевский - Рефераты - "И. Ф. Анненский. Искусство мысли"

Статья из "Второй книги отражений", 1909 г.


Достоевский в художественной идеологии

П. П. Митрофанову {1}
Метафора расцвета как-то вообще мало вяжется с именами русских
писателей. Да и в самом деле, кто скажет, что Лермонтов или Гаршин ушли, не
достигнув расцвета, или о восьмидесятилетнем Льве Толстом что он его
пережил? Все наше лучшее росло от безвестных и вековых корней.
К Достоевскому особенно неприменимо слово расцвет. Может быть как раз в
"расцвете" он считал острожные пали {2}.
Но есть и в творчестве этого романиста поворот; только это не каторга,
а 1866 год, когда вышло в свет "Преступление и наказание". Как раз в этом
романе впервые мысль Достоевского расправила крылья. Из толчеи униженных и
оскорбленных, от слабых сердец и прохарчинских бунтов, от конурочной мечты и
подпольной злобы писатель выходит в сферу - или, может быть, тоже толчею? -
высших нравственных проблем. Именно к этому времени настолько перегорели в
его душе впечатления тяжелого опыта, что он мог с художественным
беспристрастием волновать читателей идеями правды, ответственности и
искупления. Ни раньше, ни позже 1866 года Достоевский не был и тем чистым
идеологом художественности, который создал "Преступление и наказание".
Правда, там есть и Лужин, и Лебезятников, но мысль, давняя злобная
мысль подполья, еще не успела вырастить из этих зерен белены Карамазовых.
В косой желтой комнате, правда, уже читают о воскрешении Лазаря, но
Алеша Карамазов, пожалуй, еще даже не родился, а Дунечка только грозит
развернуться в Настасью Филипповну. В романе есть ужас, но еще нет надрыва.
Как роман "Преступление и наказание" по своей художественной стройности
остался у своего автора непревзойденным. В нем есть настоящее единство, в
нем есть не только сжатость, но и центр. И начало в нем есть, и конец, и
притом эти части изображены, а не просто передаются летописцем. Мучительному
нарастанию июльской недели {3} не помешали скучные отступления "Подростка" и
"Карамазовых"; и роман не загроможден, подобно "Идиоту", вставочными
сценами, в которых драма так часто у Достоевского не то что получала
комический оттенок, а прямо-таки мешалась с водевилем. Наконец, роман этот
не поручается и одному из тех излюбленных Достоевским посредников, которые
своей очевидной ненужностью местами компрометировали даже "Бесов". Правда, и
в "Преступлении и наказании" есть тоже посредник - таков был, верно, фатум
Достоевского, - но он мотивирован и как действующее лицо, и притом
мотивирован превосходно.
Из романов Достоевского "Преступление и наказание", безусловно, и самый
колоритный. Это - роман знойного запаха известки и олифы, но еще более это -
роман безобразных, давящих комнат.
Я читал где-то недавно про Льва Толстого, как он рассказывал план
нового своего рассказа.
Женщина, стыдясь и дрожа, идет по темному саду и где-то в беседке
отдается невидимым жарким объятиям. А кончив отдаваться, на обратном пути,
когда от радости осталось только ощущение смятого тела, вдруг мучительно
вспоминает, что ее видел кто-то светлый, кто-то большой и лучезарно-белый 4.
На фоне этой лучезарной совести, символ которой возник где-нибудь на
луговом просторе или в таинственных лощинах, хорошо выделяется колоритный
символ той же силы в "Преступлении и наказании".
В этом романе совесть является в виде мещанинишки в рваном халате и
похожего на бабу, который первый раз приходит к Раскольникову с удивительно
тихим и глубоким звукосочетанием убивец, а потом, еще более страшный, потому
что иронический, кланяется ему до земли и просит прощения за злые мысли,
просит прощения у него... Раскольникова {5}. Чувствуете ли вы это?
Но я не знаю во всем Достоевском ничего колоритнее следующей страницы
"Преступления и наказания".
- Не зайдете, милый барин? - спросила одна из женщин довольно звонким и
не совсем еще осипшим голосом.
Она была молода и даже не отвратительна - одна из всей группы.
- Вишь, хорошенькая! - отвечал он, приподнявшись и поглядев на нее. Она
улыбнулась; комплимент ей очень понравился. - Вы и сами прехорошенькие.
- Какие худые! - заметила басом другая: - из больницы что ль
выписались?
- Кажись, и генеральские дочки, а носы все курносые! - перебил вдруг
подошедший мужик, навеселе, в армяке нараспашку и с хитро-смеющейся харей. -
Вишь веселье!
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Федор Михайлович Достоевский - Рефераты - "И. Ф. Анненский. Искусство мысли"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"