Федор Михайлович Достоевский
Федор Михайлович Достоевский
1821-1881

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (14)


"Н. К. Михайловский "О Достоевском и г. Мережковском""
Федор Михайлович Достоевский - Рефераты - "Н. К. Михайловский "О Достоевском и г. Мережковском""

цивилизации; но эта вера и есть национальная русская идея, и "славянофилы и националисты верят точь-в-точь тому же самому, как и вы, да еще покрепче вашего". Это придавало в глазах Достоевского идее народа в смысле нации какое-то мистическое освещение. Говоря о Герцене и других эмигрантах 40-х годов, он писал в "Дневнике писателя" за 1873 год: "Герцену как будто сама история предназначила выразить собою в самом ярком типе этот разрыв с народом огромного большинства образованного нашего сословия. В этом смысле это тип исторический. Отделяясь от народа, они, естественно, потеряли и Бога. Беспокойные из них стали атеистами, вялые и спокойные -- индифферентными"5. Князь в "Идиоте" сочувственно приводит слова какого-то купца-старообрядца: "Кто почвы под собой не имеет, тот и Бога не имеет" -- или: "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"6. Шатов в "Бесах" утверждает то же самое: "У кого нет народа, у того нет и Бога. Знайте наверно -- продолжает он,-- что все те, которые перестают понимать свой народ и теряют с ним свои связи, тотчас же по мере того теряют и веру отеческую, становятся или атеистами, или равнодушными". И затем Шатов объединяет выше приведенную мысль самого Достоевского и свою собственную, прибавляя к ним еще мысли Ставрогина. Выходит так: русский народ есть "теперь на всей земле единственный народ-богоносец, грядущий обновить и спасти мир именем нового Бога и ему единому даны ключи жизни и нового слова... атеист не может быть русским... не православный не может быть русским... Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца. Никогда еще не было, чтобы у всех или многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог... Народ -- это тело Божие. Всякий народ до тех пор только и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных богов на свете исключает без всякого примирения; пока верует в то, что своими богами победит и изгонит всех остальных богов" и т. д. и т. д. Выслушав эту пламенную речь, которою Шатов напоминает Ставрогину и его собственные мысли, Ставрогин обливает оратора холодной водой вопроса: "Веруете вы сами в Бога или нет?" К удивлению, Шатов затрудняется ответом. "Я верую в Россию,-- говорит он,-- я верую в ее православие... Я верую в тело Христово... Я верую, что новое пришествие совершится в России... Я верую...". "А в Бога, в Бога?" -- нетерпеливо перебивает Ставрогин. "Я... я буду веровать в Бога",-- отвечает Шатов7.
Отметив, что и старец Зосима в "Братьях Карамазовых" говорит о русском "народе": "сей народ богоносец"8,-- остановимся на минуту.
Ясно, что благоприличный Евгений Павлович Радомский, развратный злодей Ставрогин, эпилептический князь Мышкин, честный фанатик Шатов, святой старец Зосима, все они, несмотря на крайнее разнообразие их духовных физиономий, выражают мысль, принадлежащую самому Достоевскому, только иногда в более резкой форме, в какой сам он, может быть, и не решился бы ее высказать. Но что значит странный ответ Шатова: "Я верую в Россию, в ее православие, в тело Христово, в то, что новое пришествие совершится в России", а в Бога еще только буду веровать? да и это сказано с запинкой и после усиленного настояния Ставрогина. Значит, можно веровать в православие, не веруя в Бога? Как это ни странно, но такое, казалось бы, невозможное положение было знакомо Достоевскому по собственному опыту. Г. Мережковский удивляется тому, что Достоевский "остался в лоне исторического православия", несмотря на все свои сомнения и колебания относительно "вековечных" вопросов о Боге и бессмертии; удивляется и скорбит, подчеркивая слово исторический, так как он, г. Мережковский, исповедует вместе с г. Розановым "новую концепцию христианства", которая и есть истинное православие. Скорбь г. Мережковского -- его дело, и нам незачем в него вмешиваться, но удивления указанный факт действительно заслуживает. Надо же, однако, как-нибудь постараться сделать его понятным, как-нибудь свести концы с концами в этом странном противоречии. Дело в том, что хотя "лик мира сего" и не очень нравился Достоевскому, но в своих общих чертах "русские порядки" были для него неприкосновенны; нападать на них значит, как мы видели, с его точки зрения, нападать на Россию и лишать ее той своеобразной мессианической роли всемирной объединительницы и спасительницы, которую он ей предрекал. И православие, как одна из основ "русских порядков", было для него именно поэтому неприкосновенно. Оно ставило точку к решению вековечных вопросов "с другого конца". Тут не было места ни колебаниям, ни сомнениям,
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

Федор Михайлович Достоевский - Рефераты - "Н. К. Михайловский "О Достоевском и г. Мережковском""


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"